Интерес к путешествиям – тоже из детства. Тогда мы с родителями побывали во многих заповедных уголках родной страны, позже мне самому довелось посетить 65 стран мира, а в некоторых государствах – и поработать тоже. Видел водопады Латинской Америки, Анды, Тихий океан... Но после этого мне почему-то еще сильнее захотелось лучше узнать Россию, побывать в тех ее регионах, где еще не бывал. Чем больше ездишь, чем глубже знакомишься с другой жизнью, четче понимаешь: атмосфера, в которой вырос, − это все-таки именно то, где хорошо твоей душе.
Путешествия и поездки по дальним странам, прежде всего, ассоциируются в памяти со встречами с выдающимися современниками. Работая в 90-е годы прошлого века в Америке с Caterpillar, IBM, нефтяными компаниями, мне удалось познакомиться с людьми, которые создавали нефтегазовый бизнес в США, Канаде. Довелось, например, встретиться с президентом компании Enron Кеннетом Леем. Общение с создателем крупнейшей американской энергетической корпорации произвело на меня сильное впечатление. Конечно, мне запомнились первые посещения «Нефтяного клуба» в Америке, а также мое первое выступление на Всемирном форуме по сжиженному газе в 1990 году в Рио-де-Жанейро. Большое впечатление произвело общение с Президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Встречаясь с руководителем такого ранга, бывает, поражаешься тому, насколько сам по себе этот человек мало похож на образ, созданный средствами массовой информации.
А из тех регионов нашей страны, которые начал узнавать и изучать не так давно, больше всего хочется сказать о Ямале. Часто там бываю, езжу по полуострову, встречаюсь с коренными населением, имею прямое отношение к крупнейшим научным проектам, связанным с Ямалом. Могу сказать, что эта земля привязывает в себе особым темпом жизни, величием, размахом, неповторимостью природы и животного мира, дружелюбием живущих там людей. |