Харизма (определение) Печать
Аналитика - Разное
Автор: Roman Samsonov   
28.10.2010 07:49

ТОЛКОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, 2005 Г. 

ХАРИЗМА (от греч. charisma — божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, богом, судьбой...

 

Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие «X » играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Р. Зома X. — это мистический дар религиозного пророка, то для М. Вебера — сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. X., по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий — Будда, Иисус Христос, Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер современности, согласно Веберу, — это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и, даже предводители бандитских шаек. Вождь-харазматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривает X. как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому вождю является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его X. и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей X. и доказывать ее присутствие. Для поддержания X. необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т. д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а, следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое (см. Политическое лидерство), происходит «рутинизация X.». В последние десятилетия вновь возрождается интерес к концепции «X.». Стимулом обращения к ней стали реальные процессы: рост влияния религии в разных странах мира, религиозный экстремизм, исламская революция в Иране (1979 г.), переход от тоталитаризма к демократии в странах Восточной Европы и СССР. Ориентация на лидеров харизматического типа — существенная черта политической культуры современного советского общества.
Литература: Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс, М., 1991; Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования, 1988, № 5.

Обновлено 20.11.2010 09:30